понедельник, 8 сентября 2014 г.

Отзыв на книгу «Основные школы хатха-йоги», Оксаны Шестопаловой

Две интересные встречи с одной книгой
Впервые книга Марии Николаевой «Основные школы хатха-йоги» попала ко мне в руки пару лет назад. На тот момент я поставила перед собой задачу ближе познакомиться с основными индийскими школами йоги и изучить стили их занятий. Я была счастлива, когда обнаружила книгу с необходимым мне объемом хорошо систематизированной информации по этой теме. На тот момент самой полезной для меня информацией оказался список школ, биография их основателей и последователей, а также описание стилей йоги, в них представленных. Закинув книгу в рюкзак, я отправилась в Индию, практиковать хатха-йогу в приглянувшихся мне школах.

Каждый раз, сближаясь с той или иной традицией, я перечитывала главы из книги Николаевой, уточняя детали и сравнивая ощущения. Довольно часто изложенный автором материал давал мне ключи к более глубокому пониманию истории и особенностей практикуемого мною стиля и ближе знакомил с личностью учителя.
Так, например, вчитавшись, я, наконец, стала различать Б.К.С и Б.Н.С Айенгара – двух учеников Кришнамачарьи с одинаковой фамилией, но разными инициалами. А единственное в книге ненавязчивое упоминание об ученике Б.Н.С Айенгара - В.Шешадри и «Йога-мандале» направило мои стопы в эту малоизвестную для меня на тот момент школу и подарило много часов эффективной и интересной практики аштанга-йоги.

Информация об европейских учениках Паттабхи Джойса стала незаменимой при поиске школы для занятий во время поездки в Европу. Бесспорно, со времени издания книги, в Майсоре, да и по всей Индии появилось еще немало талантливых учителей и интересных школ йоги, однако практически все они берут начало в одной из основных традиций, описанных Николаевой. Это позволяет книге оставаться не менее актуальной для практикующих йогу сегодня.

Мое второе знакомство с «Основными школами хатха-йоги» состоялось уже несколько месяцев назад, когда в нашей школе мы стали уделять большое внимание разбору и комментированию Йога-сутр Патанджали. Этому древнему трактату также посвящена основная часть книги.

Очевидно, что одной из главных задач дипломной работы Марии Николаевой, которая со временем оформилась в научное издание «Основные школы хатха-йоги», был анализ комментариев к Йога-сутрам, осуществленный представителями каждой из описанных традиций. В соответствии с упоминанием самого автора, до этого подобная работа была проведена только известным философом и ученым Свами Ведабхарати, сравнившим тринадцать древнейших комментариев к Йога-сутрам, написанных на санскрите.

Опыт и подходы к реализации целей йоги у каждой из школ различны, но все они стремятся возвести основания своей практики к классической философской системе йоги, описанной, по мнению большинства, в Йога-сутрах Патанджали.

Эту единую нить, связывающую такие разные, казалось бы, традиции и использовала Мария Николаева как основу для своего герменевтического исследования.Уже во введении читатель имеет возможность познакомиться со структурой Йога-сутр, полемикой, развернувшейся вокруг их датировки и авторства, а также перечнем основных комментариев и особенностями их построения. Здесь же автор описывает принципы, на которые опирается ее собственное сравнительное исследование и определяет структуру, в рамках которой оно разворачивается в последующих главах книги.

Так, из введения читатель узнает, что исследуемое в книге «полемическое пространство создается между двумя основными современными традициями йоги – Шри Кришнамачарьи и Свами Шивананды, которые представляются полностью противоположными в их подходе к реализации цели аштанга-йоги, изложенной в Йога-сутрах Патанджали». Автор также иронично замечает, что «в итоге самадхи в традиции Шри Кришнамачарьи и самадхи в традиции Свами Шивананды оказываются просто двумя разными состояниями, и едва ли одно из них совпадает с самадхи в тексте Патанджали, равно как и все остальные современные объяснения».

Остается ли вопрос об истинном значении слов Патанджали открытым после прочтения данной книги? Пожалуй, да. Очевидно, что в рамках данного исследования автор не ставил перед собой задачу докопаться до истины, скрытой в тексте Йога-сутр. Изложение в книге Марии Николаевой ведется на языке философии, и как она сама утверждает в одной из заключительных глав: «достижение Патанджали заключалось в том, что в тексте констатируются не позиции, а практики, цели которых запредельны философским спекуляциям, поэтому только единство опыта, превосходящее разумный синтез, и удерживает отдельные сутры вместе».

Другими словами, не имея своего собственного мистического опыта в йоге, понять смысл слов великого Патанджали не представляется возможным. И то, что пытались сделать представители описываемых автором традиций в своих комментариях к Йога-сутрам – это трактовка сутр через призму своего опыта в йоге, правда, с тенденцией к усиленному подведению оснований своей практики хатха-йоги под авторитет древнего первоисточника. Подобные приемы также были проанализированы автором и определены как «герменевтические методы аргументации».

Чем же ценна книга «Основные школы хатха-йоги» для тех, кто только начал изучение основных индийских йоговских традиций? Прежде всего, количеством и разнообразием описанного в ней опыта. Начиная с детального изложения истории возникновения традиции и особенностей практики, заканчивая анализом комментариев к Йога-сутрам, в которых, с очевидностью, кристаллизован весь мистический опыт той или иной школы. Изучение его в дальнейшем позволит внимательному читателю по-новому взглянуть на некоторые моменты и своей практики йоги.

Так, например, йога Б.К.С Айенгара – это непрерывная работа с телом. Большую часть сутр Айенгар трактует через призму «асаны», которую по определению автора он выбрал как «рабочее понятие». Вчитываясь в комментарии Айенгара, мы понимаем этапы и особенности его собственной многолетней практики, описание которой, несомненно, дает хорошие ключи к навыку удержания осознанности во время выполнения асан и максимального погружения в тело.

Свами Шивананда , напротив, переносит практику йоги с коврика в повседневную жизнь. Автор анализирует комментарии к Йога-сутрам его ближайших учеников, за которыми стоит немалый опыт практики раджа-йоги. Толкование сутр в традиции Свами Шивананды, по замечанию Николаевой, пестрит метафорами – примерами из повседневной жизни, с помощью которых комментатор поясняет суть того или иного понятия из Йога-сутр. Вчитываясь в эти пояснения, начинаешь понимать особенности и различать методы практики в традиции Шивананды и его понимание йоги в целом.

Безусловно, для того, чтобы глубоко изучить философские основания той или иной йоговской традиции, одной лишь небольшой книги «Основные школы хатха-йоги» будет недостаточно. Следует, в первую очередь, обратиться к первоисточникам, на которые ссылается в своем исследовании автор. В то же время, книга Марии Николаевой является одной из обязательных к прочтению для каждого, кто стал на путь самостоятельного изучения этой темы. Она, прежде всего, позволяет понять, что «йога, как и всякая индийская философия, имеет «школьный характер». И вместо того, чтобы с натяжкой подводить опыт практики хатха-йоги различных школ под единую философскую базу, можно попытаться в каждой из них найти их собственную «философию», являющуюся основой для всех дальнейших практик в той или иной традиции. Пусть даже сами основатели не всегда в полной мере осознают ее ценность.

Оксана Шестопалова,
инструктор Украинской федерации йоги

Сайт издательской группы "Традиция"



Комментариев нет:

Отправить комментарий